В конференц-зале медико-педагогического центра «Пространство слуха и речи» в первую субботу марта 2024 года состоялся семинар-практикум на тему: «Слухоречевая реабилитация детей дошкольного возраста»
В семинаре приняли участие опытные сурдопедагоги, логопеды, учителя-дефектологи из ФГБУ ЦР Минздрава России, ФГБУ НИИ ЛОР Санкт-Петербурга, ГКОУ СКШИ № 65, ГБОУ Школ города Москвы № 1512 и № 2103, Центра «Слушать интересно», АНО "Марфо-мариинского центра для детей с ОВЗ", а также медицинский логопед из научно-практического Центра детской психоневрологии (НПЦ ДП) Департамента здравоохранения г. Москвы, научный сотрудник кафедры оториноларингологии педиатрического факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова и специалисты частной практики из Москвы и Московской области.
Семинар состоял из теоретической части и практической. Теорию прочла Людмила Ивановна Руленкова, сурдопедагог с 40-летним стажем работы, автор методического пособия «Как научить глухого ребёнка слушать и говорить на основе верботольного метода».
Людмила Ивановна рассказала участникам семинара об особенностях верботонального метода, а также остановилась на оригинальных технологиях, используемых в данной методике, таких как фонетическая и пиктографическая ритмики, музыкальна стимуляция, аудиовизуальный курс для развития диалогической речи детей с нарушенным слухом.
«…верботональная система открывает в человеке новые возможности, например, развитие способности слушать, используя телесную проводимость, низкие частоты и индивидуальные остатки слуховой чувствительности»
Людмила Ивановна, подчеркнула, что до начала процесса говорения каждый ребёнок плачет, воспроизводит звуки, гулит и лепечет. В создании и восприятии звуков участвует всё его тело. Такая звуковая активность является ответом не только на звуковые, но и в большей степени на проприоцептивные ощущения (ощущения звука всем телом). Ритм, интонации, ритмическая двигательная активность, а также вестибулярные, тактильные и проприоцептивные ощущения способствуют развитию речи и языка.
Практическая часть семинара прошла в форме мастер-класса по фонетической ритмике. Мастер-класс провела Светлана Юрьевна Сячина, логопед высшей квалификационной категории, сурдопедагог и специалист по фонетической ритмике.
Светлана Юрьевна отметила:
«Хорошая речь может быть сформирована только при хорошей моторике всего тела. В процессе реабилитации неслышащего ребёнка большую роль играет физическое состояние его тела и его тонус. Фонетическая ритмика — это не просто набор движений — это целая система, суть которой заключается в том, что движения всего тела стимулируют микромоторику речевого аппарата, способствует нормализации речевого дыхания, происходит вызывание, коррекция и автоматизация звуков, развивается голос нормальной высоты и силы, развивается интонация и слитность речи»
Участники мастер-класса узнали и в прямом смысле слова прочувствовали основные приёмы фонетической ритмики, усвоили принципы и структуру занятий.
Ценность полученных знаний и приобретённых навыков на мастер-классе, заключается в том, что практикующие специалисты могут включать элементы верботонального метода и приёмы фонетической ритмики в работу с детьми с разными нарушениями.
«Будем рады снова всех увидеть в нашем центре! Следите за расписанием семинаров на нашем сайте и в социальных сетях. До встречи!»