Автор: Купреенко Анастасия Николаевна
Сурдопедагог, специалист по профориентации центра медико-педагогической реабилитации «Пространство слуха и речи»
1. Отдохнуть летом, зарядиться энергией и позитивным настроем перед таким важным этапом жизни ребёнка и родителей. Не до конца выученный словарик, не все прочитанные книги и т.д. не столько важны, как хорошо отдохнувший ребёнок, который вдоволь поиграл, набегался, напрыгался летом и готов к получению новых знаний.
2. Понимать, что в школе придётся не только сидеть за партами и учиться, но и проявлять самостоятельность. Ребёнок должен уметь сам одеваться, завязывать шнурки и т.д. По этому поводу совет – одежда должна быть удобной для самого ребёнка, вы даже можете дома провести пробное «переодевание» ребёнка со школьной формы на форму для занятий физкультурой и обратно – посмотреть как ребёнок справляется и насколько ему удобно. Если это двигательная активность (занятия физической культурой, различные спортивные кружки и секции), заранее подумать, куда положить слуховые аппараты/кохлеарные импланты. Обсудите с ребёнком и учителем в какие моменты ребёнок оставляет слуховые аппараты и кохлеарные импланты на занятие, а когда их надо снять и убрать в специально подготовленную коробочку/чехол и место. Если ребёнок остается в слуховых аппаратах/кохлеарных имплантах на время двигательной активности, объясните ребёнку и учителю, ведущий данный предмет/кружок о мерах предосторожности. После физической активности слуховым аппаратам/кохлеарным имплантам может понадобиться сушка. Помните об этом. Сообщите об этой особенности учителю, если это требуется.
3. Соблюдение личной гигиены – мыть руки с улицы, перед едой и т.д. Ребёнок должен это помнить и уметь без напоминаний. Следить за своим внешним видом.
4. Подготовить для ребёнка информацию о школе, где он будет учиться. Показать фотографии, рассказать, что он будет там делать, чем заниматься. Не только учиться, но и найдет новых друзей и др.
5. Пройти диспансеризацию в поликлинике, посетить профилирующих врачей. Особое внимание стоит обратить на рекомендации невролога, офтальмолога, ортопеда, педиатра и, конечно, сурдолога. Об этом чуть ниже.
6. Обязательно настроить слуховые аппараты и кохлеарные импланты. Обсудить на консультации с сурдологом и сурдопедагогом новый этап слухового и коммуникационного предстоящего опыта ребёнка. Записаться на повторную настройку после 2-3 недельного пребывания в школе. Обратить внимание ребёнка на какие-либо изменения/дискомфорт и др. в разных акустических ситуациях.
7. Научить ребёнка понимать, когда села батарейка в слуховых аппаратах/ разрядился аккумулятор в КИ и дальнейшие его действия - попросить помощи у учителя/самостоятельно заменить батарейку, поменять/поставить на зарядку КИ. Для учителей и даже самого ребёнка хорошо составить памятку на первое время по замене батарейки/аккумулятора и т.д. Заранее обсудить это с учителем (желательно не 1 сентября), где будут храниться (у самого ребёнка, у учителя и т.д.) запасные батарейки/ заряженные аккумуляторы и зарядки.
«Не всегда дети могут определить свои аппараты и кохлеарные импланты – наклейте специальные отличительные наклейки (можно с ФИО)»
8. Обсудить индивидуальные особенности в питании ребёнка – обязательно сообщить о наличии аллергии на какой-либо продукт. Продумать вкусные и полезные перекусы, если это будет нужно.
9. Подписать вещи. Можно воспользоваться термонаклейками. Желательно, чтобы ребёнок был приучен убирать свои вещи и помнить, где они находятся.
10. Соблюдать баланс загруженности. Первый месяц в школе – адаптационный , эмоционально загруженный, поэтому не стоит записывать ребёнка на все возможные кружки. Учтите пожелания и состояние первоклассника и выберете 1-2 кружка – с посещение 2-3 раза в неделю. Некоторым детям можно ограничиться 1 кружком.
11. Приобретите планнер– календарь (есть как блокнот/магнитный и т.д.) Для первоклассника – это будет отличная возможность ориентироваться во времени, знать когда какие уроки будут, какое домашнее задание надо выполнить, какие проекты создать и даже сделать домашние дела. Поверьте, это очень удобно как ребёнку, так и родителю.
12. Желательно, чтобы будущие первоклассники были подготовлены к совместной деятельности с будущими одноклассниками, могли не только помочь, но и отстоять свои границы в рамках дозволенных норм и правил поведения.
13. Несомненным плюсом будет сформированность у ребёнка с нарушением слуха желание учиться, позитивный настрой на получение новых знаний, радость от узнавания нового и интересного.