Цвет
Изображения
Сбросить
Закрыть панель
04.01.2025
Новости
Секрет успешной реабилитации

Предлагаем познакомиться с сурдопедагогом центра «Пространство слуха и речи» Марией Гайдаровой и узнать в чём по её мнению заключается главный секрет успешной слухоречевой реабилитации

Дорогие друзья, мы решили познакомить вас ближе с сурдопедагогом центра «Пространство слуха и речи» Марией Гайдаровой и узнать в чём по её мнению заключается главный секрет успешной слухоречевой реабилитации, как меняется поведение и коммуникация родителей слабослышащего ребёнка, какие задачи стоят перед сурдопедагогом и в чём принципиальное отличие в работе логопеда и сурдопедагога.


— Мария, в каком возрасте и почему Вы решили стать сурдопедагогом?

— Со школьной скамьи поняла, что хочу быть педагогом и работать с детьми. Когда я училась в школе, моя мама работала воспитателем в детском саду и я после уроков всегда старалась приходить к ней на работу. А что касается сурдопедагогики, она сама меня выбрала. В 11-ом классе, посещала подготовительные курсы педагогического университета и думала стать логопедом. Однако, сдав вступительные испытания, волею судеб оказалась в деканате, где мне предложили отдать документы на отделение сурдопедагогики. Признаюсь честно, это было неожиданно, но я согласилась. Так, и начался мой увлекательный и интересный путь в мире сурдопедагогики. О своём выборе я не разу ни капли не пожалела!

Центр слухоречевой реабилитации Пространство слуха и речи


— Где вы работали до «Пространства»?

— На пятом курсе института пошла закреплять полученные теоретические знания в ГКОУ СКОШИ №30 им. К. А. Микаэльяна. Пришла студенткой на должность воспитателя после получения диплома стала учителем-дефектологом (сурдопедагогом), чуть позже работала методистом, а в конце моего пути в «тридцатке» пару лет была и.о. заведующего. Благодаря такому опыту я понимаю как всё устроено в дошкольном и в школьном отделении образовательного учреждения, представляю и применяю в своей практике разницу подходов и методов работы с детьми дошкольных и школьных возрастов. Меня такой опыт сильно закалил и сформировал как специалиста.


— В каком году вы начали работать с детьми с кохлеарными имплантами?

— Примерно в 2014 году в моей группе появился мальчик лет четырёх, на тот момент он только готовился к операции по кохлеарной имплантации. Так что с 2014 году я не только работаю с носителями КИ, но и готовлю детей к операции КИ.


— По вашему опыту работы в чём главный залог успеха слухоречевой реабилитации?

— Успех слухоречевой реабилитации зависит от многих факторов, но основополагающих, на мой взгляд, три. Первый — ранняя диагностика, хочется сделать акцент для родителей — степень нарушения слуха и точный диагноз определяет врач-сурдолог, а не дефектолог или другой доктор. Второй — полное включение родителей в весь процесс реабилитации – от принятия диагноза до соблюдения рекомендаций врачей и педагогов. Третий — комплексный подход — ребёнок, родители, врачи с педагогами должны стать одной большой командой, в которой каждый знает, что, когда, а главное зачем делать и соблюдать те или иные рекомендации.

Центр слухоречевой реабилитации Пространство слуха и речи

В самом начале пути важна готовность родителей принимать помощь и следовать рекомендациям специалистов, которым они доверяют, обязательно следует учитывать индивидуальные особенности ребёнка — если есть дополнительные нарушения, корригировать их, как можно раньше.

Да и «успех слухоречевой реабилитации» для каждого ребёнка будет свой — это тоже необходимо понимать.


— Что и как должно измениться в поведении родителей слабослышащего ребёнка? Коммуникация как-то меняется?

— Когда родители узнают о том, что у их ребёнка нарушен слух, нужно постараться преодолеть все стадии принятия неизбежного как можно быстрее. Каждый родитель испытывает в той или иной мере — отрицание, гнев, торг, депрессию и наконец — принятие. Как только наступает принятие — обращаться к специалистам для составления индивидуального маршрута реабилитации и последовательно следовать ему.

Насчёт, коммуникации – главное не надо переставать общаться со своим ребёнком устной речью, даже если он ещё не слухопротезирован. Важно научиться строить свои фразы кратко и лаконично, и обязательно «включать» и «подключать» эмоции —дети это любят!


— Какие самые важные задачи стоят перед сурдопедагогом в начале работы с ребёнком?

— Прежде всего необходимо сначала наладить контакт — как с ребёнком, так и с его родителями.   Важно, чтобы вся семья доверяла специалисту. А затем начинаем с развития слухового восприятия и внимания — малыша учим слышать, реагировать, различать звуки окружающего мира…тут можно бесконечно продолжать до момента развития речи.

Главная цель всех занятий – научить ребёнка пользоваться устной речью, мы учим понимать обращённую речь и говорить, т.е. мы работаем и над произносительной стороной речи тоже. Всё что мы делаем преследует одну цель — социализировать ребёнка с нарушенным слухом в среду слышащих сверстников.

Центр слухоречевой реабилитации Пространство слуха и речи


— Все знают, кто такой логопед, а вот о сурдопедагоге многие родители узнают одновременно со слуховым диагнозом своего ребёнка.

— Оба специалиста работают над развитием речи, но с существенными отличиями.

Задача логопеда выявить нарушения речи и исправить их, а сурдопедагог развивает слуховое восприятие и слуховое внимание на базе которых формируется и развивается речь. Именно поэтому логопед не может заменить сурдопедагога, ведь он не нацелен на слух. А вот сурдопедагог, в некоторых случаях, «выступает» в роле логопеда.

Кроме того, постановка звуков у сурдопедагога особенная, мы обязательно опираемся ещё и на тактильный анализатор, чтобы ребёнок с нарушением слуха ощущал речь через тело. В идеале, конечно, чтобы логопед и сурдопедагог работали вместе. Такие совместные усилия быстрее принесут ожидаемый результат.


— Существует мнение, что, чем больше сурдопедагогов работают с ребёнком, тем лучше? Ваше мнение на этот счёт?

— Это спорный вопрос. Для успешного развития ребёнка важен комплексный подход (родители, педагоги, врачи, социум). Хорошо, когда все специалисты, которые занимаются с ребёнком, могут совместно выстроить индивидуальный маршрут. В моей практике, были случаи, когда с ребёнком занимаются несколько сурдопедагогов, логопедов, учителей-дефектологов, а результата нет или он не такой каким мог бы быть. Тут стоит задуматься…


— Вопрос, который задают все родители — должны ли они присутствовать на занятии?

— Хорошо, когда родители присутствуют на занятии. Так, они видят и понимают, над чем и как работает сурдопедагог. Это помогает им самим в занятиях дома. Родителям присутствие на занятиях помогает понять — что и как делать, с чего начать и чем закончить, а главное зачем. Они берут и по образцу занятий со специалистом, играя обучают своего ребёнка.


— Причина потери слуха как-то влияет на выбор методов, методик, приёмов работы с детьми?

— Мы всегда спрашиваем у родителей не только причину нарушения слуха, но и анамнез в целом. Педагог, зная историю болезни, будет понимать общую картину развития ребёнка. Какие причины или факторы повлияли на нарушение поведения, внимания и т.д. Учёт индивидуальных особенностей даст более быстрые и видимые результаты реабилитации.


— За что вы любите свою работу?

— За то, что приношу пользу людям. Когда ты видишь результат, даже минимальный, это приносит ощущение огромного счастья. Значит, всё не зря!

Центр слухоречевой реабилитации Пространство слуха и речи


— Если быть не сурдопедагогом, то кем?

— В моём случае, это только работа с детьми!


— Какие у Вас задачи и цели в профессиональной сфере?

— Продолжать и дальше работать с детками с нарушением слуха. Планирую пойти на курсы по АВА-терапии.


— Мария, наш с Вами разговор будет опубликован в новогодние праздники, чтобы Вы пожелали нашим читателям?

— Родителям желаю здоровья, сил, терпения, принятия и понимания ситуации. Ни в коем случае никогда не сдаваться и не опускать руки. Быть со своим ребёнком в контакте, как сейчас говорят «на одной волне», играть вместе и получать удовольствие от совместного время препровождения. Детям желаю крепкого здоровья, море улыбок, радости и счастья. Желаю всегда находить положительные и приятные моменты в разных жизненных ситуациях.


Мария, мы Вас благодарим за разговор, надеемся для читателей он был не только интересным, но и полезным.


наверх