07.09.2023
Ранняя профориентация дошкольников с нарушением слуха
Автор: Купреенко Анастасия Николаевна
Сурдопедагог, специалист по профориентации центра медико-педагогической реабилитации «Пространство слуха и речи»
Путь в мир профессий начинается рано. Примерно с 2,5-3-летнего возраста уже происходит процесс формирования отношения человека к профессиям. В этом же возрасте дети начинают посещать детский сад, где ребята с нарушением слуха с удовольствием изучают темы: «Профессии», «Труд взрослых», «Кем работают мои родители» и т.д. Стоит только вспомнить с каким удовольствием ребята играют во врача, парикмахера, строителя, повара и т.д. Все мы знаем, что игра-ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста. Поэтому особое внимание стоит уделить именно сюжетно-ролевой игре. Нам необходимо помнить, что сюжетно-ролевая игра формируется у детей с нарушением слуха в более поздний период, чем у сверстников, имеет тенденцию к стереотипности действий, ограниченности в воображении и творчестве. Играя в сюжетно-ролевую игру с детьми с нарушением слуха - совершенствуем коммуникативные навыки, расширяем активный и пассивный словарь, уточняем значения слов, помогаем в диалогах (подготавливаем готовые речевые конструкции), развиваем знаково-символическую систему (замещение предмета другим предметом или знаком) и т.д.
Рассматривая раннюю профориентацию, стоит отметить важность формирования у ребенка с нарушенным слухом положительного отношения к труду; формирования начальных представлений о мире профессий; стремления к трудолюбию; развития своих интересов и увлечений.
Небольшие заметки как может проходить профессиональная ориентация в младшем дошкольном возрасте:
Расширяем знания ребенка о профессиях - начать можно с профессий родителей, бабушек, дедушек, старших сестёр, братьев и др. Для детей с нарушением слуха важна наглядность, поэтому советуем сделать альбом, где будут отражены профессии, которые окружают ребенка. Не забудьте про продавца в магазине, курьера, врача в поликлинике и др.
Развивая слуховое восприятие - послушать как метёт дворник на улице, как работает кассир в магазине (сканирует продукты пик – пик), как подъезжает мусоровоз, как подъезжает грузовик, как звонит в домофон курьер и т.д.
Развивая коммуникацию - поиграть с ребенка с сюжетно-ролевые игры (про особенности мы написали выше), игры-инсценировки, которые доступны по возрасту и возможностям. В играх-инсценировках можно использовать самодельные костюмы, инструменты профессий, которые вы сами сделаете с ребенком. Инсценировать профессию повара проще простого! Дома есть кухня, посуда, именной самодельный фартук и колпак повара будут дополнять образ. Заранее подготовьте совместное меню с ребёнком, учитывая общие пожелания, а также гостей вашей столовой, кафе или ресторана. Проверьте необходимые продукты в холодильнике. Составьте список продуктов, которые нужно докупить и т.д. Помогите ребенку приготовить блюда, но не забирайте инициативу! Перед приготовлением блюд вспомните о мерах безопасности на кухне. Это тоже важно. Ваш ужин, обед или завтрак готов. Похвалите юного повара за вкусные блюда.
Родители или педагоги могут создать квест-игру «Профессии моего города», «Все профессии важны, все профессии нужны» и т.д. Такие игры надолго запомнятся ребенком, а материал, который будет представлен в этой игре будет с легкостью усвоен.
Всё вместе: коммуникация, мелкая моторика, совместная деятельность родитель-ребенок – создание Лэпбука (интерактивная папка/ самодельная книжка о профессиях). В лэпбук можно включить рисунки детей по темам: «Кем я буду», «Профессии моего города» и др. Сохраните эти рисунки! Так вы сможете проследить как меняются ранние профессиональные планы.
Обязательно надо обратиться к художественной литературе. Именно с помощью героев сказок, рассказов и т.д. можно вызвать интерес у ребёнка с нарушенным слухом к труду, понять важность труда людей. Читая книги о значимости труда, у ребёнка возникнет желание быть похожим на тех, кто трудится, помогает и т.д. Отметим, что нам необходимо подготовиться к чтению. Перед тем как начать читать с ребёнком, заранее выпишите незнакомые слова в словарик, найдите необходимые иллюстрации, картинки, адаптируете текст по необходимости, основываясь на уровень развития вашего ребёнка.
Для детей с нарушением слуха будет очень интересно, если мы совместим комплекс физических упражнений с профессионально ориентированным сюжетом. Например, можно строить дом. Мы будем символически выполнять действия строителей. Похожим образом имитировать работу садовников и огородников. Развивая речевую коммуникацию, добавим простые слова: построй, полей посади, покрась и др.
Знакомство с профессиями произойдет и в ходе формирования элементарных математических представлений, если мы предложим посчитать количество банок с краской у маляра (вспомним и цвета), количество овощей, фруктов и т.д. И конечно, отдельного внимания в развитии элементарных математических представлений заслуживает игры в профессии «кассир», «банкир», «бухгалтер» и т.д.
Рассматривая раннюю профориентацию, стоит отметить важность формирования у ребенка с нарушенным слухом положительного отношения к труду; формирования начальных представлений о мире профессий; стремления к трудолюбию; развития своих интересов и увлечений.
Небольшие заметки как может проходить профессиональная ориентация в младшем дошкольном возрасте:
Расширяем знания ребенка о профессиях - начать можно с профессий родителей, бабушек, дедушек, старших сестёр, братьев и др. Для детей с нарушением слуха важна наглядность, поэтому советуем сделать альбом, где будут отражены профессии, которые окружают ребенка. Не забудьте про продавца в магазине, курьера, врача в поликлинике и др.
Развивая слуховое восприятие - послушать как метёт дворник на улице, как работает кассир в магазине (сканирует продукты пик – пик), как подъезжает мусоровоз, как подъезжает грузовик, как звонит в домофон курьер и т.д.
Развивая коммуникацию - поиграть с ребенка с сюжетно-ролевые игры (про особенности мы написали выше), игры-инсценировки, которые доступны по возрасту и возможностям. В играх-инсценировках можно использовать самодельные костюмы, инструменты профессий, которые вы сами сделаете с ребенком. Инсценировать профессию повара проще простого! Дома есть кухня, посуда, именной самодельный фартук и колпак повара будут дополнять образ. Заранее подготовьте совместное меню с ребёнком, учитывая общие пожелания, а также гостей вашей столовой, кафе или ресторана. Проверьте необходимые продукты в холодильнике. Составьте список продуктов, которые нужно докупить и т.д. Помогите ребенку приготовить блюда, но не забирайте инициативу! Перед приготовлением блюд вспомните о мерах безопасности на кухне. Это тоже важно. Ваш ужин, обед или завтрак готов. Похвалите юного повара за вкусные блюда.
Родители или педагоги могут создать квест-игру «Профессии моего города», «Все профессии важны, все профессии нужны» и т.д. Такие игры надолго запомнятся ребенком, а материал, который будет представлен в этой игре будет с легкостью усвоен.
Всё вместе: коммуникация, мелкая моторика, совместная деятельность родитель-ребенок – создание Лэпбука (интерактивная папка/ самодельная книжка о профессиях). В лэпбук можно включить рисунки детей по темам: «Кем я буду», «Профессии моего города» и др. Сохраните эти рисунки! Так вы сможете проследить как меняются ранние профессиональные планы.
Обязательно надо обратиться к художественной литературе. Именно с помощью героев сказок, рассказов и т.д. можно вызвать интерес у ребёнка с нарушенным слухом к труду, понять важность труда людей. Читая книги о значимости труда, у ребёнка возникнет желание быть похожим на тех, кто трудится, помогает и т.д. Отметим, что нам необходимо подготовиться к чтению. Перед тем как начать читать с ребёнком, заранее выпишите незнакомые слова в словарик, найдите необходимые иллюстрации, картинки, адаптируете текст по необходимости, основываясь на уровень развития вашего ребёнка.
Для детей с нарушением слуха будет очень интересно, если мы совместим комплекс физических упражнений с профессионально ориентированным сюжетом. Например, можно строить дом. Мы будем символически выполнять действия строителей. Похожим образом имитировать работу садовников и огородников. Развивая речевую коммуникацию, добавим простые слова: построй, полей посади, покрась и др.
Знакомство с профессиями произойдет и в ходе формирования элементарных математических представлений, если мы предложим посчитать количество банок с краской у маляра (вспомним и цвета), количество овощей, фруктов и т.д. И конечно, отдельного внимания в развитии элементарных математических представлений заслуживает игры в профессии «кассир», «банкир», «бухгалтер» и т.д.
« В заключении, отметим, что ранняя профориентация
детей дошкольного возраста является успешным стартом в развитии профессионального самоопределения в будущем и фундаментом становления профессиональных предпочтений.»