Предлагаем вашему вниманию интересную статью М.А. Талагаевой, сурдопедагога, медико-педагогического центра «Пространство слуха и речи»

В 2022 году сурдопедагог медико-педагогического центра «Пространство слуха и речи» Мария Антоновна Талагаева провела исследование на тему «Становление ребенка с нарушением слуха как читателя и слушателя в семье».
Нам показались любопытными его результаты, ведь мы полностью разделяем мысль о том, что чтение вслух является самым доступным и эффективным способом расширения словарного запаса, кроме того, чтение в слух способствует формированию грамотной речи.
Ни для кого не секрет, что чтение детской литературы расширяет словарный запас ребенка, его жизненный опыт, способствует формированию грамотной речи. Одной из важных задач в раннем дошкольном возрасте является приобщение детей к чтению, самый простой, доступный и эффективный способ решения этой задачи — чтение вслух произведений литературы еще нечитающим детям. Однако детям с нарушенным слухом раннего и дошкольного возраста не достаточно одного только чтения вслух для полноценного понимания сказки, рассказа, стихотворения. Часто родители начинают прибегать к «словотолкованию» из-за непонимания многих слов ребенком, а это часто вызывает у ребенка скуку и нежелание дальше проводить время за чтением книг.
У современных родителей проблема нехватки времени, возможностей чтения детям книг стоит остро. В ситуации, когда ребенок имеет нарушения слуха, возникает еще больше трудностей. Эта проблема ставит перед специальным образованием задачу изучения ситуации внутри семьи, где воспитывается ребенок с нарушением слуха.
Нами было проведено исследование данных о развитии ребенка с нарушением слуха как читателя в семье. В опросе участвовало 90 семей, воспитывающих детей с разной степенью снижения слуха.
На основе результатов проведенного опроса мы сделали следующие выводы.
- Меньше половины опрошенных родителей читают своим детям разнообразную детскую литературу, ограничиваясь отдельными произведениями. Но именно разнообразие жанров детской литературы, читаемой родителями вслух, способствует формированию языка, умению слушать и понимать, выражать свои мысли, предотвращает бедность словарного запаса, стереотипичности в речи.
- Большая часть родителей сопровождают чтение произведений народного фольклора различными движениями, игрой и использовали их при кормлении, купании, укладывании, пробуждении в раннем возрасте.
- Формирование речи в раннем возрасте характеризуется тесной взаимосвязью речевого развития и физического – крупной, мелкой и артикуляционной моторики. Сопровождение игр с ребенок раннего возраста различными ритмичными и мелодичными стихотворными формами формирует связь между слуховыми, зрительными, тактильными и двигательными анализаторами. Недостаточное задействование этих систем влечет за собой задержки в развитии.
- Редкое чтение детям вслух часто отрицательно сказывается на формировании интереса к слушанию и книге в целом. Дети менее активны во время чтения вслух, не заинтересованы и соответственно не проявляют понимания услышанного.
- Большинство детей, которым родители часто читают вслух, заинтересованы в слушании, просят читать им книги, проявляют интерес к определенным литературным произведениям и просят читать одну и ту же книгу несколько раз подряд — это говорит об активном участии родителей в формировании ребенка как читателя и слушателя.
- Пассивность родителей в этом вопросе не способствует формированию интереса к детской литературе, о чем говорит анализ отрицательных ответов родителей на большинство вопросов об их участии в литературной жизни их ребенка.
На основе проанализированных данных в качестве рекомендаций родителям и педагогам, работающим с семьями, воспитывающими ребенка с нарушенным слухом, мы можем дать следующие:
- как можно раньше начинать знакомить ребенка с фольклорными произведениями и стихотворными формами, важно в раннем возрасте после слухопротезирования или проведения кохлеарной имплантации и адекватных настроек читать вслух;
- использовать знания и сюжеты прочитанных произведений в играх и режимных моментах;
- постепенно знакомить ребенка с разнообразными видами детской литературы – русскими народными сказками, фольклорными произведениями, песенками и колыбельными, стихотворениями, литературными сказками и рассказами, в начале знакомства необходимо упрощать (адаптировать) текст с учетом уровня понимания ребенка, количество героев сказки может сокращаться, во время первичного рассказывания сказка демонстрируется на игрушках, а текст лучше заранее заучить взрослому — это поможет воспринять и понять сюжет;
- ежедневное чтение в тихой обстановке в то время, когда ребенок спокоен и готов слушать с учетом постоянного ношение слуховых аппаратов или речевых процессоров кохлеарного импланта;
- чтение любимой книги неоднократно по просьбе и желанию ребенка;
- проведение театрализованных и сюжетно-ролевых игр с ребенком, в которые включается речевой материал читаемых книг, таким образом формируется понимание услышанного во время чтения вслух и интерес к детской литературе;
- использовать различные формы знакомства с произведениями – детские театры, просмотры диафильмов и кинофильмов, прослушивание аудиосказок — это существенно расширяет понимание сюжета произведения;
- личный пример родителей в чтении книг.
«Читайте детям вслух, эмоционально и с интонацией, получайте удовольствие от совместно проведённого времени. Научно доказано, что дети, которым регулярно читают вслух, опережают своих сверстников в развитии»