Цвет
Изображения
Сбросить
Закрыть панель
14.05.2025
Посетителям
Становление ребенка с нарушением слуха как читателя и слушателя в семье

Предлагаем вашему вниманию интересную статью М.А. Талагаевой, сурдопедагога, медико-педагогического центра «Пространство слуха и речи»

В 2022 году сурдопедагог медико-педагогического центра «Пространство слуха и речи» Мария Антоновна Талагаева провела исследование на тему «Становление ребенка с нарушением слуха как читателя и слушателя в семье».

Нам показались любопытными его результаты, ведь мы полностью разделяем мысль о том, что чтение вслух является самым доступным и эффективным способом расширения словарного запаса, кроме того,  чтение в слух способствует формированию грамотной речи.

Ни для кого не секрет, что чтение детской литературы расширяет словарный запас ребенка, его жизненный опыт, способствует формированию грамотной речи. Одной из важных задач в раннем дошкольном возрасте является приобщение детей к чтению, самый простой, доступный и эффективный способ решения этой задачи — чтение вслух произведений литературы еще нечитающим детям. Однако детям с нарушенным слухом раннего и дошкольного возраста не достаточно одного только чтения вслух для полноценного понимания сказки, рассказа, стихотворения. Часто родители начинают прибегать к «словотолкованию» из-за непонимания многих слов ребенком, а это часто вызывает у ребенка скуку и нежелание дальше проводить время за чтением книг.

У современных родителей проблема нехватки времени, возможностей чтения детям книг стоит остро. В ситуации, когда ребенок имеет нарушения слуха, возникает еще больше трудностей. Эта проблема ставит перед специальным образованием задачу изучения ситуации внутри семьи, где воспитывается ребенок с нарушением слуха.

Нами было проведено исследование данных о развитии ребенка с нарушением слуха как читателя в семье. В опросе участвовало 90 семей, воспитывающих детей с разной степенью снижения слуха.


1


На основе результатов проведенного опроса мы сделали следующие выводы.

  1. Меньше половины опрошенных родителей читают своим детям разнообразную детскую литературу, ограничиваясь отдельными произведениями. Но именно разнообразие жанров детской литературы, читаемой родителями вслух, способствует формированию языка, умению слушать и понимать, выражать свои мысли, предотвращает бедность словарного запаса, стереотипичности в речи.
  2. Большая часть родителей сопровождают чтение произведений народного фольклора различными движениями, игрой и использовали их при кормлении, купании, укладывании, пробуждении в раннем возрасте.
  3. Формирование речи в раннем возрасте характеризуется тесной взаимосвязью речевого развития и физического – крупной, мелкой и артикуляционной моторики. Сопровождение игр с ребенок раннего возраста различными ритмичными и мелодичными стихотворными формами формирует связь между слуховыми, зрительными, тактильными и двигательными анализаторами. Недостаточное задействование этих систем влечет за собой задержки в развитии.
  4. Редкое чтение детям вслух часто отрицательно сказывается на формировании интереса к слушанию и книге в целом. Дети менее активны во время чтения вслух, не заинтересованы и соответственно не проявляют понимания услышанного.
  5. Большинство детей, которым родители часто читают вслух, заинтересованы в слушании, просят читать им книги, проявляют интерес к определенным литературным произведениям и просят читать одну и ту же книгу несколько раз подряд — это говорит об активном участии родителей в формировании ребенка как читателя и слушателя.
  6. Пассивность родителей в этом вопросе не способствует формированию интереса к детской литературе, о чем говорит анализ отрицательных ответов родителей на большинство вопросов об их участии в литературной жизни их ребенка.

На основе проанализированных данных в качестве рекомендаций родителям и педагогам, работающим с семьями, воспитывающими ребенка с нарушенным слухом, мы можем дать следующие:

  • как можно раньше начинать знакомить ребенка с фольклорными произведениями и стихотворными формами, важно в раннем возрасте после слухопротезирования или проведения кохлеарной имплантации и адекватных настроек читать вслух;
  • использовать знания и сюжеты прочитанных произведений в играх и режимных моментах;
  • постепенно знакомить ребенка с разнообразными видами детской литературы – русскими народными сказками, фольклорными произведениями, песенками и колыбельными, стихотворениями, литературными сказками и рассказами, в начале знакомства необходимо упрощать (адаптировать) текст с учетом уровня понимания ребенка, количество героев сказки может сокращаться, во время первичного рассказывания сказка демонстрируется на игрушках, а текст лучше заранее заучить взрослому — это поможет воспринять и понять сюжет;
  • ежедневное чтение в тихой обстановке в то время, когда ребенок спокоен и готов слушать с учетом постоянного ношение слуховых аппаратов или речевых процессоров кохлеарного импланта;
  • чтение любимой книги неоднократно по просьбе и желанию ребенка;
  • проведение театрализованных и сюжетно-ролевых игр с ребенком, в которые включается речевой материал читаемых книг, таким образом формируется понимание услышанного во время чтения вслух и интерес к детской литературе;
  • использовать различные формы знакомства с произведениями – детские театры, просмотры диафильмов и кинофильмов, прослушивание аудиосказок — это существенно расширяет понимание сюжета произведения;
  • личный пример родителей в чтении книг.

«Читайте детям вслух, эмоционально и с интонацией, получайте удовольствие от совместно проведённого времени. Научно доказано, что дети, которым регулярно читают вслух, опережают своих сверстников в развитии»

наверх